Индивидуальный предприниматель

Чалиев Александр Александрович

персональный сайт кандидата наук

Нижний Новгород, ул. Б.Печерская, 15
+7 (904) 395-42-31
ежедневно с 9-00 до 20-00
Оставить онлайн-заявку

Участники инновационной деятельности и формы их взаимодействия

Участники инновационного процесса

Инновации будучи, несмотря на свою уникальность, все-таки товарной продукцией создаются и продаются в рыночных условиях. Вот почему к основным участникам инновационного процесса можно отнести следующие группы:

  1. Участники, предъявляющие спрос на инновации;
  2. Участники, формирующие предложение на инновации;
  3. Посредники инновационного процесса.

Спрос на инновации

Кому нужны инновации? Во-первых, в инновациях заинтересовано государство, во-вторых - промышленные предприятия, то есть производство, в третьих — сами производители инновационной продукции, для которых инновационная продукция других производителей является комплектующей, составными элементами для собственной наукоемкой продукции.

Участники, формирующие предложение на инновации

Кто может предлагать инновационную продукцию? Во-первых, источником знаний являются научные и научно-образовательные учреждения и исследовательские институты (НИИ). Во-вторых, научно-производственные кластеры.

Научно-производственные кластеры - это группа кооперирующих между собой организаций, сосредоточенных на одной небольшой территории, выпускающих инновационную продукцию. За счет взаимодействия организаций внутри кластера, усиливаются их конкурентные преимущества. В состав кластера могут входить:

  • поставщики товаров и услуг;
  • НИИ;
  • ВУЗы;
  • инжиниринговые компании.

Ярким примером кластера в США является Силиконовая долина в штате Калифорния, которая специализируется на разработке и производстве компьютерных комплектующих, программного обеспечение, мобильных устройств.

Посредники инновационного процесса

Для обеспечения взаимодействия между спросом и предложением на инновации, как показала практика, требуется целая совокупность разнообразных посредников. Это могут быть как посредники, стимулирующие финансовые потоки в инновационной среде, так и посредники в передаче (трансфере) инноваций от спроса к предложению.

Государство

В инновационном процессе государству может быть отведена ведущая роль как источника спроса на инновации, так и главного посредника инновационных процессов.

О ведущей роли государства в области развития инноваций говорит не только тот факт, что именно государство, первым заинтересовано в том, чтобы продукция отечественной промышленности была конкурентоспособной, но и то, что именно государство имеет наибольшие возможности по стимулированию инновационных процессов как с точки зрения финансирования инноваций, так и организации инфраструктуры, экономической среды, благоприятной для развития инноваций.

Федерально-контрактная система (ФКС) — пример одного из самых эффективных инструментов государственной политики в области инноваций. В рамках ФКС государство реализует единый цикл, включающий 3 стадии:

  1. формирование госзаказа;
  2. размещение госзаказа (поиск исполнителя);
  3. исполнение государственного контракта.

Например, если было обнаружено, что имеется необходимость в развитии инноваций в определенной отрасли (например, обеспечение безопасности жизни шахтеров в угольной отрасли в России), в рамках ФКС государство: во-первых — финансирует научные разработки, которые обеспечат безопасность на шахтах, во-вторых, - само государство размещает заказ на покупку подобной продукции, наконец, вводит систему нормативов, согласно которым деятельность любой частной шахты невозможна при нарушении стандартов безопасности, на которые направлена профинансированная государством инновационная разработка. Таким образом, государство выступает как посредником в трансфере технологии, так и ведущим заказчиком на разрабатываемую продукцию, наконец, государство стимулирует спрос на подобную продукцию со стороны других участников рынка.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это форма соучастия государства в инновационном процессе, то есть конструктивное и равноправное взаимодействие с бизнесом не только в экономике, но и в культуре, науке и прочих направлениях. Ярким примером ГЧП являются гранты на проведение НИОКР в определенной сфере, с помощью которых государство и частный инвестор софинансируют по 50% затрат по реализации проекта.

Рынки капитала

Рынок капитала является одним из наиболее активных посредников инновационного процесса в американской системе инноваций. Малые инновационные предприятия, размещая акции на фондовом рынке, могут привлечь крупные суммы инвестиций в инновационные разработки.

В России этому препятствует большая стоимость услуг по выходу предприятий на фондовой рынок (так называемая процедура IPO). Интересно, что последнее предложение А. Чубайса, руководителя «Роснано», как раз касалось того, чтобы сделки по IPO для инновационных компаний стали бесплатными.

Не все так гладко складывается в инновационном процессе, когда в него вовлечены рынки капитала. Необходимо учитывать падения на фондовом рынке (например, 10 марта 2000 года - падение индекса NASDAQ), не раз приводившие к банкротствам компаний.

Венчурные фонды

Венчурные фонды — посредники инновационного процесса, представляющие собой фонды венчурного капитала. Под венчурным капиталом понимают капитал (свободные денежные средства), которые инвесторы готовы разместить (инвестировать) в высоко-рискованные предприятия (проекты).

Основным отличием венчурного фонда от других инвестиционных фондов является модель получения прибыли. Высоко-рискованные проекты отличаются от других инвестиционных проектов тем, что прибыль по ним может быть либо отрицательной (в лучшем случае нулевой), так и аномально высокой. Средняя доходность проекта в развитых, традиционных отраслях промышленности составляет около 12-20% (то есть на 100 вложенных средств, инвестор получает в среднем 12-20 рублей прибыли). Венчурный инвестор рассчитывает на прибыль от проекта более 100%. Для того, чтобы обезопасить себя от больших рисков, портфель венчурного инвестора (набор различных инвестиционных проектов) состоит из множества проектов с потенциальной аномально высокой прибылью. Таким образом, математика прибыли для венчурного инвестора сводится к следующему положению: если из 10 убыточных проектов, хотя бы один принесет аномальную прибыль — она покроет убытки от других проектов и обеспечит доходность портфеля венчурного инвестора выше традиционных 12-20%.

Примерами крупнейших венчурных фондов в России является «Российская венчурная компания» (РВК), «Фонд ВТБ», а также корпорация «РосНано».

Бизнес-инкубатор

Бизнес-инкубатор — это организация, осуществляющая поддержку малых, вновь созданных предприятий (ООО) и начинающих предпринимателей (ИП), которые хотят начать свой бизнес и нуждаются в помощи по созданию жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств.

Бизнес-инкубаторы предоставляют следующие виды услуг:

  • предоставление нежилых помещений в аренду;
  • консультирование;
  • ведение бухучета;
  • почтово-секретарские услуги;
  • юридическая помощь.

В связи с необходимостью развития инновационной инфраструктуры именно бизнес-инкубаторы рассматривались до недавнего времени как основной инструмент для развития и поддержки малых инновационных предприятий.

Биржа технологий

Биржа технологий — это открытая площадка по купле-продаже научной и инновационной продукции на различных стадиях их готовности (от идеи до готовой продукции).

Технопарки

В 2005 году в России на законодательном уровне было положено начало технопаркам в сфере высоких технологий. Технопарк — это специальная организация, в которой объединены НИИ, промышленные предприятия, бизнес-центры, выставочные площади, учебные заведения и обслуживающие объекты (транспорт, дороги, жилой поселок, охрана). Технопарки создаются для того, чтобы сконцентрировать в одних географических рамках профессионалов определенной специализации: ученые должны исследовать, делать открытия, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в бизнес.

Одним из ярких примеров динамично развивающихся технопарков в России является технопарк, расположенный в городе Саров Нижегородской области.

Ключевой характеристикой технопарка является его близость (как территориальная, так и функциональная) к центрам производства. Основная задача технопарка сводится к удовлетворению спроса на инновационную продукцию со стороны промышленных предприятий, а также масштабирование и прототипирование инновационной продукции. В этой промышленной специализации технопарки отличаются от инновационно-технологических центров, основная задача которых состоит в создании центров роста наукоемких отраслей.

Инновационно-технологический центр

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) — это как правило, научный центр, основной задачей которого является организация всех типов посреднических услуг (от финансирования до трансфера технологий в производство) с целью «выращивания» крупного инновационного бизнеса в определенной отрасли промышленности (например, медицинское приборостроение или 5 ведущий направлений модернизации российской экономики в проектируемом центре Сколково. Вследствие того, что по функциональным критериям ИТЦ похожи на технопарки — их часто путают. Однако, основной функциональной задачей технопарка является обслуживание промышленного спроса, в то время, как задачей ИТЦ можно считать внедрение результатов научной деятельности в производство.

Одним из крупнейших ИТЦ, который планируется создать в ближайшие годы в России — это так называемый Центр «Сколково» (Московская область).

Нужно отметить, что технопарки, бизнес-инкубаторы, биржи технологий и инновационно-технологические центры являются посредниками в трансфере технологий, в то время, как венчурные фонды, фондовый рынок и государство обеспечивают инновации финансовыми источниками, то есть являются, по сути, финансовыми посредниками.

Особенности организации инновационного процесса в России

Ключевой особенностью организации инновационного процесса в России является тот факт, что, несмотря на развитость научной сферы, весьма незначительная часть научно-исследовательской продукции готова к продаже на рынке. Инфраструктура инновационного процесса в России неразвита. Появление посредников инноваций (технопарков, бизнес-инкубаторов, бирж технологий) происходит медленно, а работа их не всегда эффективна.

Имея большой, накопленный в советское время, научный потенциал, экономическая среда в России отличается крайне низкой конкурентоспособностью — передовыми являются сырьевые отрасли, вкладывать деньги в высоко-рискованные проекты инвесторы в России не хотят, так как не видят в этом смысла (как вследствие высоких доходностей в сырьевых отраслях, так и отсутствия положительного примера от осуществления инноваций). Бизнес и наука подчас говорят на разных языках, им трудно найти точки общих интересов.

Неразвитость инфраструктуры инноваций объясняется также тем, что основным источником доходов посредников инновационного цикла является высокая доходность инновационных компаний, которые они обслуживают. Большинство технопарков и бизнес-инкубаторов «борются» за привлечение на свою территорию т. н. «якорных компаний» - крупных инновационных компаний, имеющих опыт коммерциализации инновационной продукции и давно и успешно действующих на рынках.

Важным недостатком существующей инновационной системы в РФ является отсутствие платежеспособного спроса на инновационную продукцию со стороны промышленных предприятий: во-первых, это связано с падением промышленного производства как такого; во-вторых, отсутствием необходимых средств для инициирования инновационных проектов.

Какие рекомендации можно дать в такой ситуации:

  1. Очевидно, что в развитии инноваций в России ведущую роль играет государство. От его эффективных решений зависит развитость инфраструктуры инноваций и даже повышение интереса к инновационной продукции со стороны промышленности.
  2. В связи с низким уровнем оплаты трудна в последние годы происходила «утечка мозгов» из ведущих научных отраслей. Возвращение российских специалистов, а также привлечение к работе в России ведущих зарубежных учёных также можно считать приоритетной задачей.
  3. Развитие конкурентоспособной инновационной среды. Конкуренция — является движущей силой в экономике инноваций. Именно из-за конкуренции компании «приходится» выдумывать, изобретать, чтобы задержаться на рынке. Это основное условие ее выживания. Создание центров коммерциализации инноваций, где среда будет именно инновационной, конкурентной, творческой — также один из методов развития инноваций в России.
  4. Ужесточение авторского права — как основного способа защиты от недобросовестной конкуренции, воровства технологий и т. п.
  5. Поощрение развития малых форм предприятий в инновационной сфере, в т.ч посредством введения льготных налоговых режимов.
Предыдущая лекция...

Авторами данной лекции являются мои коллеги из ННГУ: д.э.н. Золотов А.В., Буреева Н.Н., Чепьюк О.Р.

Вернуться к оглавлению

Позиции клиентов

Последние разработки

  • Разработка интернет-магазина
  • Редизайн сайта эвакуации
  • Редизайн сайта доставки суши