Современная экономика – экономика знаний. Понятие инновации
Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.
В научной литературе пока не сложилось однозначное определение данного понятия. По этому вопросу высказываются различные позиции.
Так, Л.М. Гохберг считает, что «экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний».
Г. Клейнер дает следующее определение: «Экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».
Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».
С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание».
Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.
Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.
Тогда информация, с одной стороны, выступает как источник для мыслительной деятельности, а с другой, как форма существования и сохранения знания.
Знание разделяется на 2 вида: кодифицированное и неотделимое от человека.
Кодифицированное знание сохраняется и передается с помощью носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.
Неотделяемое знание, если и передается, то от учителя к ученику.
Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.
Основными чертами экономики знаний являются следующие.
- Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
- Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
- Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
- Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
- Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
- Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
- Интернационализация экономик различных стран.
По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.
Инновация – это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов и услуг.
Встречается и определение инновации как продукции творческого труда, имеющей завершенный вид товара, готового к продаже. Этим подчеркивается связь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, что необходимо для реализации новых достижений в условиях рыночной экономики.
Очевидно, что первое определение более широкое. Оно охватывает создание новшеств не только ради коммерческих целей, но и для общественного блага.
Существуют различные классификации инноваций.
В зависимости от объекта инновационной деятельности выделяют следующие виды инноваций:
- Инновация продукта (услуги) – реализация нового способа решения проблемы потребителя.
- Инновация процесса – новая технология, обеспечивающая повышение качества, уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта.
- Инновация стратегии – новые методы управления.
В зависимости от масштабов инноваций различают следующие их виды:
- Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования следующих поколений.
- Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее накопленных в мировой практике достижений.
Инновации, рассматриваемые в контексте крупных структурных сдвигов в экономике (в том числе смены доминирующих технологических укладов), дают основание говорить об «инновационных волнах». Например, выделяют волну, начавшуюся в конце 70-х – начале 80-х гг., когда малые инновационные компании (например, Dell) превратились в базу производства инновационных продуктов. Затем шли «волны», связанные с приобретением информационными технологиями стратегического характера, с Интернет - бумом и т.д.
Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:
- за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
- используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
- выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
- имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.
В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.
Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:
- стадию изобретения или генерации новых идей;
- стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
- стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.
На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.
Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:
- замысел;
- НИР;
- НИОКР;
- прототип;
- малая серия;
- серийное производство;
- продажи;
- обслуживание.
Экономический смысл каждого из этапов продвижения технологии заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. При этом справедлива следующая формула:
R – величина риска (вероятность неудачи выхода на рынок).
Каждый этап требует в 10 раз больше затрат, чем предыдущий, так как связан с привлечением более широкого круга участников.
Общее всех этапов – покупка шансов на успех. Успешный проект коммерциализуем на каждом этапе исполнения.
Смысл этапа НИР состоит в снятии риска несоответствия законам природы.
НИОКР снимает риск нереализуемости при данном уровне развития общих технологий.
Создание прототипа и малой серии снимает риски несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии.
Серийное производство снимает риски несоответствия спроса и предложения.
Стадии продажи и обслуживания снимают риски доставки товара потребителям.
На первых стадиях финансирование осуществляется государством и благотворительными фондами. С прототипа финансирует венчурный капитал. Если венчурные фонды уверены, что есть рыночный спрос на создаваемый товар, то оно может финансировать все этапы.
Следующая лекция...Авторами данной лекции являются мои коллеги из ННГУ: д.э.н. Золотов А.В., Буреева Н.Н., Чепьюк О.Р.