Индивидуальный предприниматель

Чалиев Александр Александрович

персональный сайт кандидата наук

Нижний Новгород, ул. Б.Печерская, 15
+7 (904) 395-42-31
ежедневно с 9-00 до 20-00
Оставить онлайн-заявку

Современная экономика – экономика знаний. Понятие инновации

Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.

В научной литературе пока не сложилось однозначное определение данного понятия. По этому вопросу высказываются различные позиции.

Так, Л.М. Гохберг считает, что «экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний».

Г. Клейнер дает следующее определение: «Экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».

Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».

С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание».

Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.

Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.

Тогда информация, с одной стороны, выступает как источник для мыслительной деятельности, а с другой, как форма существования и сохранения знания.

Знание разделяется на 2 вида: кодифицированное и неотделимое от человека.

Кодифицированное знание сохраняется и передается с помощью носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.

Неотделяемое знание, если и передается, то от учителя к ученику.

Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.

Основными чертами экономики знаний являются следующие.

  1. Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
  2. Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
  3. Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
  4. Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
  5. Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
  6. Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
  7. Интернационализация экономик различных стран.

По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.

Инновация – это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов и услуг.

Встречается и определение инновации как продукции творческого труда, имеющей завершенный вид товара, готового к продаже. Этим подчеркивается связь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, что необходимо для реализации новых достижений в условиях рыночной экономики.

Очевидно, что первое определение более широкое. Оно охватывает создание новшеств не только ради коммерческих целей, но и для общественного блага.

Существуют различные классификации инноваций.

В зависимости от объекта инновационной деятельности выделяют следующие виды инноваций:

  1. Инновация продукта (услуги) – реализация нового способа решения проблемы потребителя.
  2. Инновация процесса – новая технология, обеспечивающая повышение качества, уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта.
  3. Инновация стратегии – новые методы управления.

В зависимости от масштабов инноваций различают следующие их виды:

  1. Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования следующих поколений.
  2. Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее накопленных в мировой практике достижений.

Инновации, рассматриваемые в контексте крупных структурных сдвигов в экономике (в том числе смены доминирующих технологических укладов), дают основание говорить об «инновационных волнах». Например, выделяют волну, начавшуюся в конце 70-х – начале 80-х гг., когда малые инновационные компании (например, Dell) превратились в базу производства инновационных продуктов. Затем шли «волны», связанные с приобретением информационными технологиями стратегического характера, с Интернет - бумом и т.д.

Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:

  • за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
  • используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
  • выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
  • имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.

В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.

Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:

  • стадию изобретения или генерации новых идей;
  • стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
  • стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.

На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.

Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:

  1. замысел;
  2. НИР;
  3. НИОКР;
  4. прототип;
  5. малая серия;
  6. серийное производство;
  7. продажи;
  8. обслуживание.

Экономический смысл каждого из этапов продвижения технологии заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. При этом справедлива следующая формула:

S*R=const
где S – величина инвестиций для осуществления этапа
R – величина риска (вероятность неудачи выхода на рынок).

Каждый этап требует в 10 раз больше затрат, чем предыдущий, так как связан с привлечением более широкого круга участников.

Общее всех этапов – покупка шансов на успех. Успешный проект коммерциализуем на каждом этапе исполнения.

Смысл этапа НИР состоит в снятии риска несоответствия законам природы.

НИОКР снимает риск нереализуемости при данном уровне развития общих технологий.

Создание прототипа и малой серии снимает риски несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии.

Серийное производство снимает риски несоответствия спроса и предложения.

Стадии продажи и обслуживания снимают риски доставки товара потребителям.

На первых стадиях финансирование осуществляется государством и благотворительными фондами. С прототипа финансирует венчурный капитал. Если венчурные фонды уверены, что есть рыночный спрос на создаваемый товар, то оно может финансировать все этапы.

Следующая лекция...

Авторами данной лекции являются мои коллеги из ННГУ: д.э.н. Золотов А.В., Буреева Н.Н., Чепьюк О.Р.

Вернуться к оглавлению

Позиции клиентов

Последние разработки

  • Разработка сайта услуг
  • Редизайн сайта эвакуации
  • Редизайн сайта доставки суши